Пять хитростей Elixir, о которых должен знать каждый

Алиас для __MODULE__

Комбинация alias __MODULE__ на первый взгляд кажется замудрённой, но, если познакомиться с ней поближе, всё становится предельно ясно. Директива alias позволяет назначать псевдонимы для имени модуля. Например, alias Foo.Bar установит псевдоним Bar для модуля Foo.Bar.

__MODULE__ — это макрос среды компиляции, представляющий имя модуля в виде атома. Таким образом, с помощью alias __MODULE__ можно назначать псевдонимы для модулей Elixir, что лучше всего делать со структурой defstruct, о которой мы поговорим дальше.

В примере ниже для проверки данных передаётся структура API.User. Вместо того, чтобы прописывать полное имя модуля, назначим ему псевдоним User, и дальше будем работать уже с ним. Получаем лаконичный и читабельный код.

defmodule API.User do
  alias __MODULE__

  defstruct name: nil, age: 0

  def old?(%User{name: name, age: age} = user) do
    ...
  end
end

При необходимости смены имени модуля можно сделать следующее:

alias __MODULE__, as: SomeOtherName

Макрос defstruct с атрибутом модуля @enforce_keys

Представить данные в виде словаря можно и с помощью структур, ведь структура — это тегированный словарь, позволяющий проводить проверки по ключам во время компиляции и проверки типа структуры во время выполнения программы.

Например, у вас не получится создать структуру с полем, которое не определено. А теперь посмотрим на пример с псевдонимом:

defmodule Fun.Game do
  alias __MODULE__
  defstruct(
    time: nil,
    status: :init
  )

  def new() do
    %Game{step: 1}
  end
end

iex> IO.inspect Fun.Game.new()
iex> ** (KeyError) key :step not found in: %{__struct__: Fun.Game, status: :init, time: nil}

При создании новой структуры иногда необходимо убедиться в том, что поля существуют. Специально для этого в Elixir имеется атрибут модуля @enforce_keys:

defmodule Fun.Game do
  @enforce_keys [:status]

  alias __MODULE__
  defstruct(
    time: nil,
    status: :init
  )

  def new() do
    %Game{}
  end
end

iex> Fun.Game.new()
iex> ** (ArgumentError) the following keys must also be given when building struct Fun.Game: [:status]

На основе результата можно заключить, что в данном случае нельзя полагаться на значение status по умолчанию, а нужно определить это значение при создании новой структуры Game:

def new(status) do
  %Game{status: status}
end

iex> Fun.Game.new(:won)
iex> %Fun.Game{status: :won, time: nil}

Функция v() в IEx

При создании модуля GenServer часто возникает желание запустить сервер и проверить результат в IEx. При этом действительно важно не забывать про сопоставление идентификатора процесса с образцом, как здесь:

iex(1)> Metex.Worker.start_link()
{:ok, #PID<0.472.0>}

Иначе придётся прописывать эту команду и сопоставление с образцом заново:

{:ok, pid} = Metex.Worker.start_link()

Чтобы избавить себя от лишней работы, используйте функцию v(), возвращающую результат последней команды:

iex(1)> Metex.Worker.start_link()
{:ok, #PID<0.472.0>}

iex(2)> {:ok, pid} = v()
{:ok, #PID<0.472.0>}

iex(3)>  pid
#PID<0.472.0>

Эта полезная функция позволит вам немного сократить время разработки.

Отмена нежелательных команд в IEx

Случалось ли у вас подобное при использовании IEx?

iex(1)> a = 1 + 1'
...(2)>
...(2)>
...(2)>
BREAK: (a)bort (c)ontinue (p)roc info (i)nfo (l)oaded
       (v)ersion (k)ill (D)b-tables (d)istribution

Обычно достаточно дважды нажать Ctrl + C, чтобы выйти и создать новый сеанс. Но всё же иной раз, набрав внушительный список команд, не хочется начинать всё с начала. Команда #iex:break — вот что можно сделать.

iex(2)> a = 1 + 1
iex(2)> b = 1 + 1'
...(2)>
...(2)> #iex:break
** (TokenMissingError) iex:1: incomplete expression

iex(2)> a
2

Из приведённого выше кода видно, что после отмены команды сеанс всё ещё продолжается.

Привязка значения к необязательной переменной

Многие наверняка знают, что можно привязывать значение к необязательным переменным следующим образом:

_dont_care = 1

Применив этот приём к аргументам функций, можно увеличить читабельность кода:

defp accept_move(game, _guess, _already_used = true) do
  Map.put(game, :state, :already_used)
end

defp accept_move(game, guess, _not_used) do
  Map.put(game, :used, MapSet.put(game.used, guess))
  |> score_guess(Enum.member?(game.letters, guess))
end
© 2017 / Россия Любые мысли и вопросы пишите на elixir@wunsh.ru.